нар-анон

Протянутая рука помощи… изнутри смертельной болезни

Виктор Соколов

ПРОТЯНУТАЯ РУКА ПОМОЩИ… изнутри смертельной болезни…

 

Санкт-Петербург

2012

От издателя:

Автор сей брошюры уникальный для нас созависимых источник информации по объединению опыта зависимого и созависимого…

Я помню как на Группе на Литейке он с удивлением высказывался о том, что, несмотря на личный опыт выздоровления от зависимости, то есть знания по себе — какие действия близких к зависимому работают, а какие нет – исполняя роль отца зависимого сына, ведет себя совершенно также, как и просто созависимый, не имеющий опыта и знаний по собственной зависимости… Настолько сильна болезнь созависимости…

В предлагаемой брошюре только капля из опыта автора как зависимого, так и созависимого, который может помочь нам, созависимым, в понимании Программы 12-ти Шагов.

Автор делится своим опытом со своими анонимными братьями и сестрами созависимыми, проводя у себя на дому в Красном Селе регулярные занятия Малой Группы.

Темы, по которым ведет свою работу эта Малая Группа под руководством Автора, для сведения заинтересовавшимся, приведены в Приложении 1. Телефон Автора 741-45-18.

Мне лично из предложенного в настоящей брошюре, несмотря на длительность работы и жизни по Программе 12-ти Шагов, было несколько новым понимание того, что зависимый, а значит и мой сын, должен был прожить пять стадий принятия смертельности своей болезни, изложенной Автором в четвертой теме — принять ее смертельность и научиться жить с этим принятием…

В этом для меня главное чудо Программы Бога – принять близкую смерть не на небольшое время при неизлечимой физической болезни, когда остается месяц или немного больше или меньше, а принять смертельность своей болезни на всю оставшуюся жизнь для молодого, только начавшего свою жизнь и оказавшегося химически зависимым…

Я преклоняюсь перед мужеством своего сына и приемного (через свою жену) сына, а также перед мужеством других химически зависимых детей и взрослых, которые только с помощью Бога, в данном случае с помощью Его Программы, имеют шанс прожить свою счастливую жизнь с принятием смертельности своей зависимости.

                                                                                                                                            Николай

Название документов страница
1. Правда о проблеме  
2. Не меня всё вокруг себя, изменись сам!  
3. Что такое «Дно»  
4. Этапы восприятия смерти   
5. Мост от 1 шага ко 2 шагу  
6. Что дает программа Новичку  
7. Приложение:

темы, по которым работает Малая Группа

 
     

 

 

Вы попали! Наркомания — очень серьезная проблема.

  1. ВОЗ в 1956 году назвала наркоманию как хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание.
  2. Ваш близкий, употребляющий наркотики – это уже другой человек.
  3. Наркоман должен употреблять – это реальность и заставить его прекратить не в силах никто. Как бы странно это не выглядело.
  4. А пресловутая ВОЛЯ ему только помогает убивать себя.
  5. Прекратить он может, если ему будет оказана помощь извне, но при одном условии – наркоман должен её попросить. «Нельзя подвести коня к водопою и заставить его пить… , но можно помочь ему захотеть».
  6. Наркоману нужно определенной глубины устойчивое «дно». «Дно» рождает мотивацию.
  7. «Дно» и внутреннее состояние матери (отца) дают силу на изменение наркозависимым себя и своей жизни.
  8. Это предполагает построение новых отношений и обретение в себе жёсткого стержня, чтобы самому не сломаться и помочь близкому.
  9. Это предполагает сначала элементарный ликбез: как жить с химически зависимым, общаться, не поддаваться на уловки; прежде всего, не делая ошибок, усугубляющих болезнь. «Мы страдаем от невежества» вост. посл.
  10. У счастливой матери (отца) сын употреблять не будет!
  11. Необходимо стать счастливой: свободной от чувства вины, стыда, страха, отчаяния, одиночества, одержимости, бессмысленности жизни…
  12. Это изменение мировоззрения и изменения своего характера.
  13. Необходимо получить знания о болезни сына и своей, о правильном отношении к миру, Богу и себе.
  14. Наш характер (эгоистичный, корыстный) не позволяет нам любить.
  15. Необходимо начать избавляться от разных пороков и страстей.
  16. Самостоятельно достигнуть всего того, о чем сказано, – невозможно!
  17. Можно и нужно читать специальную литературу о том, что представляет собой эта беда и о путях выхода, но без посторонней помощи все попытки обречены. Нужны единомышленники, специалист, программа.
  18. Не отчаивайтесь!

Выход есть, и он реален.

  1. Человек, кроме того, что он в части своей животное, главное — он духовен.
  1. Как в реку, надо окунать себя как можно чаще в «духовный поток», иначе можно стать животным или остаться им.
  1. Мы живем в дефиците любви, потому что обращены спиной к источнику этого дара и закинули снасти за удовольствиями мира сего.
  1. Что мы дали детям – отсутствие понимания законов бытия и свой испорченный характер, извращенные приоритеты и убогие цели. Но не вините себя! 
  1. Почему наши дети стали наркоманами мы, возможно, никогда не узнаем, да это и не так важно. 
  1. Любить – это в тысячу раз сильнее самого сильного наркотика, если не хватает любви, ее заменит наркотик или иной, менее сильный, суррогат.
  1. Любить наших детей – это значит желать добра им, а не самим себе.
  1. «Поистине любовь зла. В данном случае не по пословице «полюбишь и козла», а зла буквально, примитивно. Искренне считая, что любит сына, такая мать в действительности любит исключительно себя – и в жертву этой «любви» приносит его судьбу, его собственное счастье, его жизнь». К. Михайлов                                                                                            
  1. «Цель воспитания – научить наших детей находиться без нас. Цель наша – стать ненужными. «Я больше им не нужна» — награда для матери признание хорошо выполненного долга». К. Льюис 
  1. Наша ответственность (не вина!) что мы не научили жить самостоятельно, потому, что сами не умеем жить своей жизнью.
  1. Мы «питаемся» своими детьми, делая их целью своей жизни. 
  1. Мы берем от того кого сделали своей целью, а они сами нуждаются в тепле, добре и силах. А если у них нет сил, то, как они будут выздоравливать? 
  1. Мы все сообщающиеся сосуды на уровне души, а с детьми у нас самые ёмкие соединения. В нашей душе грязь, перегной из отходов, у детей тоже. В нашей душе свет — свет ощущают дети, тянутся к нам.
  1. Нет ни одного мудрого человека на свете, который не сказал бы так: «Хочешь помочь своим детям – помоги себе».
  1. Китайская пословица гласит «воспитание детей начинается с момента рождения родителей». 

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя». Сенека

Анонимные Алкоголики считают, что пока человек больной алкоголизмом не достигнет определенной степени падения, когда тяжесть физического и психологического состояния не доведет его до полного осознания наличия у него проблемы алкоголизма, он вряд ли примет серьезное решение отказаться от употребления алкоголя.

Первые члены АА были как раз такими людьми, которые дошли в своем пристрастии к алкоголю до полного, в общепринятом понимании, падения. Они считали, что только серьезные потери могут привести человека зависимого от алкоголя к принятию своего поражения перед спиртными напитками. Каждому необходимо дойти до самого дна. Однако со временем их  взгляд изменился.  Они заметили, что в группы АА начали приходить люди, которые еще не все в жизни потеряли, от них пока не отвернулась семья, они сохранили приличное социальное положение. Эти люди просто поверили в то, что если будут продолжать употреблять алкоголь, то рано или поздно дойдут до того состояния, в котором находятся те члены АА, для которых улица стала домом, от кого полностью отвернулись окружающие.

Понятие дна несколько изменилось. В общепринятом понимании дойти до дна, значит потерять работу, семью,  интерес к жизни, полностью перестать заботиться о своей внешности, деградировать морально, умственно.

Но оказывается, что дно может быть у каждого свое. Только сам человек может определить тот уровень падения, когда уже дальше некуда падать. Бывает, что окружающим алкоголика (наркомана) людям кажется, что его состояние настолько катастрофическое, что он не может не понимать то, в каком положении находится.

Они пытаются вразумить его, указывая на те потери, которые он понес, благодаря своему пристрастию (конфронтация). Но те, кто не знаком с защитными механизмами, которые формируются у химически зависимого в процессе употребления, не понимают, что отрицание мешает алкоголику (наркоману) увидеть правду о своем состоянии. Его можно представить как человека, который сидит под толстым слоем воды, а ему кто — то с берега пытается докричаться и сообщить какую — то информацию.

Падение на дно происходит постепенно. Поэтому на каждом этапе падения человек привыкает к своему состоянию. Он привыкает страдать от похмелья (ломки), ему становится привычным терять память, попадать в милицию, в кому, в тюрьму, неприятности на работе и, как правило, в своём сознании он представляет, что всё это происходят не по его вине. Он начинает из худших состояний выбирать лучшие, и часто говорит, что в прошлый запой или период систематического употребления было хуже, чем сейчас. Значимость потерь уменьшается. Деньги пропитые (проколотые) не входят в потери, так как идут на удовольствие. То, что от него отворачиваются родственники, друзья, практически не волнует, так как водка (наркотик) постепенно становятся заменителями друзей. Круг общения постепенно меняется, и общение с людьми, для которых трезвый образ жизни является нормой, для химически – зависимого перестает представлять интерес.

На каждом этапе погружения на Дно есть период адаптации к тому слою, в котором химически – зависимый находится на данном этапе. Что в самом начале пути тесного общения с алкоголем (наркотиками) казалось недопустимым, постепенно становится нормой. Первая потеря памяти вызывала стыд, позже это повод вспомнить и посмеяться, первое попадание в милицию было позором, потом записывалось как приобретения важного опыта, первое воровство вызывало стыд, потом становилось очередным подвигом, открыть пах считалось крайней степенью падения, а потом привычным делом и т.д.

Можно привести несколько ярких примеров, как воспринимается степень падения некоторыми алкоголиками (наркоманами).

  1. Алкоголик питается с помойки в случае надобности. Когда ему указали на это, он ответил, что берет пищу, но если она в кулечке.
  2. Наркоманка решила, что дошла до самого дна, когда поехала за наркотиком на трамвае.
  3. Наркоманка, которая сдавала для использования в различном качестве свою дочь, говорила, что сдает свою, а не ворует, как некоторые, чужих детей.
  4. Из разговора алкоголиков: «Ты представляешь, одного мужика десять дней из белки выводили! Нормального человека за три дня выводят».
  5. Американец, известный в своем городе человек, ни разу не лечился в больнице, однажды посмотрел на себя утром в зеркало и понял, что дальше уже некуда. После этого пошел и лег в реабилитационный центр.

Из этих примеров видно, что трудно дать однозначное определение, что же такое для алкоголика (наркомана) дно.

Только честный взгляд на свое состояние, на то, в каком положении он действительно находится, на то, что может произойти в будущем, может помочь химически зависимому вовремя почувствовать почву дна и попробовать оттолкнуться, пока над головой не очень большой слой проблем.

Для созависимых вместо алкоголя (наркотиков) можно поставить:

  • чрезмерная озабоченность и поглощенность объектом созависимости.
  • пристрастие к нездоровой заботе во взаимоотношениях.
  • гиперконтроль и вовлеченность, имеющие характер одержимости.

Что в Вашем понимании можно считать Дном для созависимого. А?… 

Программные рекомендации для родственников и близких: 

«Нельзя подвести коня к водопою и заставить его пить, но можно помочь ему захотеть» — так говорят в программе. Этот образ поможет нам понять, что заставить зависимого перестать употреблять не в наших силах, но помочь ему захотеть выздоравливать и обратиться за помощью – мы можем.

Не ставьте себе цель — «перекрыть кислород» своему близкому, «закрутить гайки» и ускорить тем самым его падение на дно. Это коварная ошибка. Можно «приподнять дно» — есть такое понятие. Это значит поступать, как нормальный родитель (жена), желающий добра своему близкому.

Чтобы он был зрелой, уверенной в себе и твердо стоящей на ногах личностью он обязан научиться отвечать за свои поступки и их последствия. Вот что ему необходимо будет делать самому, что более или менее легко делает любой обычный человек, особенно, если он находится в зрелом с точки зрения возраста, состоянии:

  1. самому следить за собой, убирать, стирать, следить за жильем,
  2. самому готовить себе пищу, покупать её,
  3. самому зарабатывать на еду, одежду, оплату жилья, на компьютер, интернет, досуг и т.д.
  4. самому искать и находить работу,
  5. самому решать проблемы с соседями, ЖЭКом, начальником, властями, со своим здоровьем,
  6. самому помогать родителям, младшим братьям и сестрам.

Прекратите все делать – за него! Прекратите брать на себя решение проблем, связанных с его употреблением. Просто поставьте его в условия, когда эти обычные вещи он будет вынужден делать сам.

Вы скажете, что он же БОЛЬНОЙ! Когда вы всё правильно сделаете, в нем пробудится здравомыслие и желание что-то менять от непрерывной эмоциональной боли, которую он будет испытывать от неспособности решить навалившиеся проблемы, будучи ТАКИМ, КАКОЙ ОН СЕЙЧАС. Он будет вынужден признать, что он болен, психологическая защита отрицания рухнет. Возможно, именно тогда и поймёт – «Кажется, я дошел до дна!».

Очень серьезная и опасная ошибка созависимых – поставить себе цель вылечить его! Вы – не БОГ!

Святые отцы говорят: «Свет Господень светит через нас, надо быть только лишь достаточно прозрачными».

Необходимо поставить себе цель – выздоравливать самим, чтобы от нас исходил не мрак, который только помогает ближнему тонуть, а свет, который покажет дорогу, вдохновит и даст силы ему для изменений. Это стратегическая задача, а «приподнять дно» — это задача тактическая.

Утраченные или подавленные эмоции в действительности не утрачиваются. Тем или иным образом они продолжают нам напоминать, что на самом деле мы еще не расстались с тем, что пытались отвергнуть. Помимо того, что этот встроенный в организм источник боли доставляет те или иные беспокойства в виде физических недугов, главная трагедия подавления заключается в том, что весь процесс человеческого роста прекращается  во всяком случае, на время (чтобы Первый шаг смог органично смениться Вторым). Психологи называют это состояние фиксацией, понимая под этим остановку внутреннего роста и развития на какой-то его стадии.

Я считаю, что эта истина по отношению к самой жизни как таковой была ярко показана в исследованиях и книгах о жизни и умирании д-ра Элизабет Кюблер-Росс. То, что д-р Кюблер-Росс писала в отношении принятия факта смерти, представляется вполне приложимым к принятию самого себя и вообще других жизненных реальностей. И в том и в другом случае акт принятия включает в себя целый комплекс эмоциональных реакций, каждая из которых должна быть полностью пережита для успешного завершения всего процесса.

Д-р Росс считает, что смертельно больной пациент после того, как ему сообщают о приближающейся смерти, чаще всего и просто всегда не в состоянии полностью и непосредственно принять это известие. Он должен пережить несколько стадий, первая из которых –

  1. стадия отрицания: «Нет, только не я!» Будучи не в состоянии примириться с тем фактом, что его жизнь вскоре оборвется, он «ставит свою подпись на бланке отрицания». Когда пациент перестает настаивать на отрицании, он обычно, согласно исследованиям д-ра Росс, вступает в
  2. период гнева, ярости и негодования. Его «Нет, только не я!» становится «Почему я?». Он неистовствует против неотвратимого умирания, и его гнев нередко обращается на медперсонал. Пусть вслух он говорит: «Ваша еда совершенно холодная… Эта инъекция страшно болезненная…». На самом же деле он говорит этим: «Вы продолжаете жить, а мне предстоит умереть. Вы собираетесь вырастить детей и увидеть внуков, а я должен расстаться со своими детьми, которым еще расти и расти». Он негодует на больничный персонал не по каким-то конкретным причинам, а лишь потому, что они здоровы и им предстоит жить дальше.
  3. Особенность третьей стадии в том, что гнев и ярость переходят в стадию торга. «Почему я?» становится «Да, я, но, может быть, все же…» Этот торг обращен либо к врачу – «Я никогда больше не выкурю ни одной сигареты», либо к Богу – «Я буду каждое воскресенье ходить в церковь!»
  4. Четвертая стадия уход в депрессию: «Да, черт возьми, я умираю, и я сдаюсь перед этим неизбежным фактом, но я не хочу умирать». Внешне пациент входит в период задумчивости и грусти, но именно на этой стадии он уже более реалистически воспринимает факт своей смерти. И, наконец,
  5. последняя стадия этого процесса – принятие. «Я умираю, моя жизненная работа окончена. Я готов к этому». Эта последняя стадия принятия характеризуется внешним спокойствием и умиротворенностью.

Весьма существенно и имеет отношение к нашей теме то, что д-р Росс говорит об этих стадиях, как о едином процессе. Подобно ступенькам лестницы, каждая из них преодолевается по одной и обычно в указанном порядке.

Д-р Росс предупреждает, что если кто-либо будет вмешиваться в этот процесс, стараясь удержать пациента на одной из стадий, например, на стадии отрицания, или стремиться перевести его из одной стадии в другую прежде, чем пациент будет к этому готов, то весь процесс, направленный к принятию факта смерти, автоматически окажется прерванным.

Часто близкие больного стремятся к тому, чтобы умирающий продолжал играть в «игру отрицания». 95% из всех таких пациентов не так глупы, чтобы поверить этой игре, но близкие никак не хотят им позволить перейти к следующей, эмоционально более трудной стадии, отчасти потому, что щадят чувства своего родственника, отчасти же потому, что не знают, как себя вести в этом гораздо более трудном положении. Мы нередко просим кого-либо не плакать просто потому, чтобы самим удержаться от слез.

Д-р Росс рассказывает также о том, что нередко священники из самых лучших побуждений пытаются вывести пациента из стадии протеста, во время которой больной проявляет гнев и раздражительность, и ввести его в более приемлемую стадию принятия. Они прибегают у постели умирающего к магической формуле: «На все воля Божия». Если умирающий в состоянии изменить свое настроение и принять то, что говорит священник, то процесс на этом заканчивается. Но надо сказать, что все же необходимо признать как бы право больного на гнев и негодование, дать им излиться, прежде чем станет возможным принятие им своей утраты.

Д-р Росс рассказывает о своем общении с одной умиравшей женщиной, которая спросила ее, есть ли в больнице «комната для крика». Когда д-р Росс сказала ей, что в больнице есть часовня, где она смогла бы помолиться, то больная сердито возразила ей: «Если бы я чувствовала желание помолиться, я бы спросила о часовне, а я хочу просто кричать и визжать!»

Подобно принятию факта смерти, и аналогичным образом принимают:

  1. наркоманы/алкоголики свою хроническую, прогрессирующую, неизлечимую и смертельную болезнь со всеми её составляющими.
  1. созависимые – принимают свою созависимость со всеми её составляющими:
    • мой сын болен хронической, прогрессирующей, неизлечимой и смертельной болезнью,
  • я – мать наркомана (я – жена алкоголика),
  • я бессильна перед его наркоманией/алкоголизмом,
  • я больна тоже и должна выздоравливать,
  • я не правильно живу, вся моя прежняя жизнь была блужданием во мраке, во многом ошибочна,
  • мне необходимо умереть перед больной частью себя, зараженной грехом,
  • мне необходимо отказаться от многого привычного и приятного, что я любила, без чего не представляю своей жизни,
  • мне необходимо отказаться от старых привычных знакомых, приятелей и друзей,
  • мне нужно принять немало усилий по изменению себя и всю жизнь сохранять бдительность и целеустремленность. 
  1. азартные игроки (лудомания, игровая зависимость, гэмблинг), трудоголики (работомания) и т.д.

«Вечная боль неоплаканной скорби» – не должна нас терзать, а для этого мы имеем инструмент для её преодоления, это групповая психотерапия.

  1. Нам не дано заставить прекратить употреблять нашего близкого.
  2. Не в нашей власти изменить другого человека, изменить его судьбу.____________________________
  3. Навязать ему помощь, значит проявить высокомерие и гордыню.
  4. Если я чувствую, что ещё немного и он под моим воздействием станет другим, значит, я обманываю себя и первый шаг не сделан.
  5. Если я чувствую, что мне не хватаем силы воли и терпения, чтобы поставить его в нужные рамки, значит, я обманываю себя и первый шаг не сделан.
  1. Если я чувствую, что еще немного знаний, средств, сил и он изменится – первый шаг не сделан.
  2. Лучший инструмент управления и контроля – это любовь.
  3. Если у меня в душе будет больше любви – у него появится уверенность, желание и силы изменить свою жизнь.
  4. Мой близкий больной человек живет не для того, чтобы служить моим интересам.
  5. Мой близкий мне ничего не должен и ни в чем передо мной не виноват.
  6. Я болен, если не могу принять его таким, какой он есть – то есть образ Божий, но с исковерканным подобием.
  7. Я болен, если вижу причины своих несчастий в моем близком.
  8. Я и он – ОДНО на духовном уровне, если я этого не ощущаю, значит, мой духовное развитие находится в начале пути.
  9. Я не хочу быть таким, как раньше, это не возможно. Во мне много зла.
  10. Человек безнравственный отнимает здоровье и жизнь у своих детей.
  11. Отождествление меня только с моим умом не позволит мне перейти ко второму шагу.
  12. Совершая одни и те же поступки, ожидать другие результаты – это отсутствие здравомыслия и просто безумие.
  13. Не признав свою несостоятельность в контроле всего и вся, мне не перейти на ступень выше.
  14. Я верю, что я относительно внешнего мира БЕССИЛЕН – мне стало легко – бороться не надо.
  15. «Гордость – это слепота, которая верит в свою зрячесть».

Меняются  не  окружающие  нас  вещи, меняемся  мы.

  1. углубление знаний о зависимости и созависимости;
  2. обновленное мировоззрение: новое отношение к миру, к Богу и к себе;
  3. эмоциональная и психологическая стабильность (уверенность в правильности своих действий);
  4. душевное оздоровление, личностный и духовный рост;
  5. информационная и практическая помощь Вашему наркозависимому родственнику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *